Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое оснащение. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса в МБДОУ № 1 "Сказка" соответствует требованиям, предъявляемым к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

1. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») МБДОУ № 1 "Сказка" в полной мере соответствует санитарному законодательству и санитарным правилам.

Для эффективной организации образовательного процесса в МБДОУ № 1 "Сказка" предусмотрены следующие помещения (в т.ч. для детей с ОВЗ и инвалидов): групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок).

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами. В групповых помещениях столы и стулья установлены по числу детей.

Требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей соблюдаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и нормативами.

В ДОУ используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.

Материально-техническое оборудование развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений соответствует принципам комплексности и интеграции (в т.ч. для детей с ОВЗ и инвалидов).

Комплексность, обеспечивает следующие возможности:

осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;

организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников;

построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;

организации разнообразной игровой деятельности;

использования образовательных технологий деятельностного типа;

эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;

физического развития воспитанников.

Принцип интеграции обеспечивает возможность использования материалов и оборудования одной образовательной области в ходе реализации других областей.

2. В соответствии с требованиями, определяемыми Правилами противопожарного режима в Российской Федерации «О противопожарном режиме» (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390), изменениями в Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 113) в групповых помещениях размещаются необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, пособия и т. п.

Приборы и пособия, размещенные в групповых помещениях, хранятся в шкафах, или на стеллажах.

3. Средства обучения и воспитания, имеющиеся в МБДОУ  № 1 "Сказка" соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей (в т.ч. для детей с ОВЗ и инвалидов).

Для результативной организации образовательно-воспитательного процесса приобретены и используются материальные средства обучения и воспитания:   фортепиано, музыкальный центр, телевизор, компьютеры, мультимедийное оборудование, ноутбуки, принтеры, пособия, таблицы и т.д. Методический кабинет и кабинет заведующего оснащены компьютерами и имеют доступ к Интернет. 

Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ имеется специальная учебно-методическая литература.

4. Оснащенность помещений ДОУ развивающей предметно-пространственной средой предусматривает наличие оборудования для различных видов детской деятельности в помещении и на участке (в т.ч. для детей с ОВЗ и инвалидов).

В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; для экспериментирования; оборудование для физического и речевого развития.

Несколько лет на базе нашего ДОУ в летний период функционирует детский оздоровительный лагерь "Сказка".
Основной целью летней оздоровительной кампании было создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул. В соответствии с требованиями отдела Роспотребнадзора были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к организации летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

Воспитательная работа была организована в следующих направлениях:

спортивно-оздоровительное;

патриотическое;

нравственное;

эстетическое;

экологическое;

трудовое.

В период работы лагеря реализуются оздоровительные мероприятия:

мероприятия по физическому воспитанию, соответствующие возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Физкультурно-оздоровительная работа в лагере включала следующие мероприятия:

утренняя гимнастика;

закаливание: воздушные и солнечные ванны;

занятия физкультурой и спортом;

отрядные прогулки;

спортивные соревнования и праздники.

Гигиеническое воспитание детей в детском оздоровительном лагере строилось на пропаганде здорового образа жизни. Были проведены беседы, согласно утвержденному плану работы.

Оценка эффективности оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря проводится на основании сопоставления данных двух медицинских осмотров - в начале и в конце лагерной смены.

В летнем лагере осуществляется работа по профилактике:

 - детского дорожно-транспортного травматизма, 

 - пожарной безопасности,  

 - безопасное поведение на воде и на природе.

Дети принимают активное участие в мероприятиях, посвящённых открытию и закрытию лагеря.

Доступная среда

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБДОУ № 1 «Сказка» созданы условия для:

·      получения без дискриминации качественного образования детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми- инвалидами

·     коррекции нарушений речевого и психического развития и социальной адаптации данной категории воспитанников

·     оказания ранней коррекционной помощи воспитанникам на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения

·      получения образования определенного уровня и определенной направленности в соответствии с адаптированными образовательными программами дошкольного образования для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и ЗПР (задержкой психического развития)

·         социального развития детей с ОВЗ

     Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 273-ФЗ).

      С целью организации инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении созданы 2 группы компенсирующей направленности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 5-6 и 6-7 лет.

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Кабинет (место) для логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др);
по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам


б) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию).


в) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.


Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:
(счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры В. Воскобовича, игровой набор Фребеля, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики.
Имеются дидактический стол для проведения песочной терапии.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Музыкальный зал предназначен для решения задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Зал оснащен современным оборудованием: интерактивный комплекс, цифровое пианино, аккордеон, аккустическая система со стойками, микшерный пульт, радиосистема, микрофоны; учебно-методическими материалами: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.

Целью инетрактивного пространства "Изба" является формирование интереса и уважения к культуре Руси  через погружение в самобытный мир народной культуры.

Здесь проводятся тематические занятия ("Хлеб всему голова", "Тайны бабушкиного сундука", "Мамина колыбельная", "Сварим кашу"), мастер-классы с родителями, мероприятия в сотрудничестве с районным центром ремесел "Домовушка".

В группах ДОУ организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно - гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по зонам для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту и особенностям развития и здоровья детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья, так же детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие оборудованных объектов спорта

Физкультурный зал ДОУ занимает отдельное помещение и предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, праздников, физкультурных досугов, соревнований. Оборудование спортивного зала включает: гимнастические лестницы, канат, веревочную лестницу, гимнастические кольца и скамейки разной высоты, а также разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.

Используется для проведения занятий по физической культуре, организации подвижных игр во время прогулок, проведения индивидуальной работы по развитию движений.

Специально оборудованных объектов спорта, приспособленных для использования другими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей инвалидов в ДОУ не предусмотрено.

Наличие оборудованных библиотек

В ДОУ библиотека оборудована в методическом кабинете. Библиотека ДОУ укомплектована методической литературой, учебно-методическими пособиями, детской художественной литературой и хрестоматиями, периодическими изданиями, методическими разработками. Вся литература подобрана в соответствии с образовательными областями и предназначена для использования педагогами в образовательном процессе.
В каждой группе ДОУ сформирована библиотека детских изданий. Книжные уголки оборудованы полочками для книг, столом и стульями. Литература разнообразна по жанрам: стихи, рассказы, сказки, энциклопедии и др. Дошкольники имеют возможность знакомиться с лучшими литературными произведениями.
В ДОУ имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

В каждой возрастной группе ДОУ создан литературный мини-центр. Педагоги при организации мини-центра соблюдают главные условия- это удобство, целесообразность и доступность для детей (в том числе для детей с ОВЗ)

На книжных полках размещаются книги в соответствии с возрастными особенностями детей как рекомендованные программой, реализуемой в ДОУ, так и те, которые удовлетворят многообразные интересы детей. Как правило, книги богато иллюстрированы и находятся в хорошем состоянии:

  • 2 – 3 книги сказочных произведений;

  • 2 – 3 книги со стихами и рассказами об истории нашей родины, о ее сегодняшней жизни;

  • 2 – 3 книги о жизни природы, о животных, растениях;

  • произведения, с которыми в данное время дети знакомятся в процессе НОД;

  • книги энциклопедического характера;

  • книги, из фонда домашней и детской городской библиотек;

  • книга, которая читается воспитателем в группе в течение длительного периода времени (для старших дошкольников);

  • книжки – игры;

  • книжки – раскраски;

  • книжки-малышки, которые дети создали вместе с родителями;

  • тематическая выставка книг

Кроме книг в литературном мини-центре находятся:

  • дидактические игры по мотивам литературных произведений;

  • разнообразные альбомы  для рассматривания;

  • альбомы с рисунками детей: «Сказки в рисунках детей» и т.п.;

  • портреты  писателей и поэтов.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

  • Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников ДОУ обеспечено средствами обучения и воспитания:

  • игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия);
  • спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.);
  • учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал);
  • компьютерным и цифровым оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор, Mimio - оборудование, интерактивный игровой стол, сенсорная интерактивная панель с интегрированным программным обеспечением, интерактивные доски, детская интерактивная студия ITeatre, аквастудия, мультимедийный интерактивный комплекс ПДД «СТОП») для организации работы педагога;
  • аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое);
  • печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).

Комплексное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению образовательных программ, но и при проведении индивидуальной работы, режимных моментов, в том числе, с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
Ø   повысить эффективность  образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
Ø   использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
Ø   сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

Для педагогов возможность работы:

  • методический кабинет
  • кабинет заведующего
  • сеть Wi-Fi 

Для обучающиеся: отсутствуют.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы

Воспитанники ДОУ старше 4-х лет, в том числе дети-инвалиды и дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (интерактивная доска, электронные презентации, развивающие компьютерные игры, мультфильмы, аудиосказки), без доступа к информационной сети Интернет.

В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада. 
Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется социальным педагогом ДОУ.
Аудитория сайта: педагоги, родители, социальные партнеры, органы управления образования города и области.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Документы отсутствуют

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Описание условий для доступа в здания

Организация не располагает общежитием, интернатом. 


В МБДОУ № 1 «Сказка» для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов созданы следующие условия:

  • при входе в учреждение имеется вывеска с названием организации и плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне;
  • все входы на территорию детского сада оснащены домофонами;
  • все входы оборудованы пандусами и расширенными дверными проемами для доступа инвалидов – колясочников;
  • организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, вход в здание оборудован кнопкой вызова;
  • для категории слабовидящих посетителей на дверях размещены желтые кружки, таблички и надписи на дверях дублируются рельефно-точечным шрифтом Брайля
  • территория ДОУ асфальтирована, дорожки вокруг здания вымощены плиткой
  • разработан Паспорт доступности учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • по периметру здание оснащено камерами видеонаблюдения, выведенными на пост охраны, при необходимости посетителям с проблемами передвижения будет оказана помощь в доступе в здание.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Описание

Специальные технические средства обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи и ребенка-инвалида в образовательной деятельности не используются.

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике